Эмоциональный интеллект
Концепцию "Эмоционального интеллекта" разработали в 1990 году психологи Питер Саловей из Йельского университета и Джон Майер из университета Нью-Гэмпшир. Они назвали "Эмоциональным интеллектом" набор навыков, таких как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей.
Эмоции - это механизм непосредственной оценки организмом уровня благополучности его взаимодействия со средой.
В 1995 году вышла книга Дэниела Гоулмана "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ". В ней он выделил пять основных составляющих Эмоционального интеллекта:
1. Самоосознание - распознавание какого-либо чувства, когда оно возникло. Способность понимать свои эмоции и с учётом этого принимать решения. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, более адекватно оценивают свои способности, сильные и слабые стороны.
2. Саморегуляция (самоконтроль) - способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить мгновенное удовольствие для достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса. Способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности.
3. Самомотивация - приведение эмоций в порядок ради достижения цели, необходимо для сосредоточения внимания, для владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач. Способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций. Способность привести себя в состояние "вдохновения"обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всём, за что бы они ни взялись.
4. Эмпатия - способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чём нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других.
5. Социальные навыки - умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми, умение воздействовать на эмоциональное состояние людей. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими.
Эмоциональный интеллект позволяет сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения - в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение "гневаться на того, кто этого заслуживает, причём до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом".
Эмоциональный интеллект позволяет выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. Те, кто отлично знает и справляется со своими чувствами и к тому же расшифровывает и успешно пользуется чувствами других людей, - имеют превосходство в любой сфере жизни, будь то романтические и интимные отношения или схватывание на лету не выраженных словами правил, которые определяют успех в любой деятельности.
Биологические предпосылки развития эмоционального интеллекта:
- Уровень ЭИ родителей;
- Правополушарный тип мышления;
- Свойства темперамента.
Социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта:
- эмоциональная реакция окружения на действия ребёнка;
- степень развития самосознания;
- уверенность в эмоциональной компетентности;
- уровень образования родителей и семейный доход;
- эмоционально-благополучные отношения между родителями;
- андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков);
- локус контроля (внешний или внутренний);
- религиозность.
Как развивать Эмоциональный интеллект?
Упражнения для саморазвития:
1. Для развития осознанности - концентрация внимания на окружающих звуках, картинках, тактильных ощущениях. Периодически задавать себе вопрос: что я сейчас чувствую, ощущаю?
2. Для развития адаптивности - специально изображать разные эмоции, например, гнев, грусть, радость. Можно тренироваться перед зеркалом.
3. Для развития саморегуляции - освоить позы силы (ровная спина, голова поднято высоко, руки вверх), которые позволяют быстро восстановить хорошее самоощущение через реакцию тела. Отделить самооценку от отношения к себе. Понять по каким способностям мы ставим себе низкие или высокие оценки и не менять доброе отношение к себе при обнаружении низкой оценки. Например, если я оцениваю свою способность кататься на велосипеде на "2" по пятибалльной шкале, а мне хотелось бы иметь "5", то это не означает, что я должна себя не любить за это или быть по отношению к себе не дружелюбной.
4. Для развития мотивации - написать 10 дел, которыми вам нравится заниматься, затем переформулировать их так, чтобы остались одни глаголы. Создайте план на месяц, используя эти глаголы. Получится, что каждые три дня пройдут под руководством одного глагола.
Статья подготовлена по материалам книги Дэниела Гоулмана "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ".